Назад к списку

Мастер-класс «Рисуй как художник» по мотивам работ К. Маковского

Константин Маковский любил русскую старину, узорную московскую Русь и создал целый цикл исторических новелл на эту тему. «Боярский свадебный пир в ХVII веке», 1883. Музей Хилвуд, Вашингтон; «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», 1887. Музей искусств, Пуэрто Рико; «Одевание невесты к венцу», 1887. Музей искусств, Пуэрто Рико; «Хмелем обсыпают», 1901. Местонахождение неизвестно; «Поцелуйный обряд» (Пир у боярина Морозова), 1895, Государственный Русский музей. В музейной коллекции Донецкого республиканского художественного музея есть один из шедевров Константина Маковского – пастель на холсте «Чарка меду» (около 1910). Художник написал этот портрет по мотивам известного костюмированного бала Дома Романовых (1903). Почему картина называется «Чарка меду»?








В боярские времена на Руси существовал особый обряд чествования гостей, который назывался «Поцелуйным». После окончания застолья в боярском доме к гостям выходила жена или дочь хозяина, и в знак уважения к ним, подносила каждому чарку напитка, получая от гостя поцелуй в щеку. Этот обряд описан в романе Алексея Толстого «Князь Серебряный». По мотивам этого произведения Константин Маковский пишет картину «Поцелуйный обряд» (1895, ГРМ), где прописывает каждый образ и делает несколько вариантов боярышень. В начале ХХ столетия художник вновь возвращается к этой теме, создавая картину – портрет «Чарка меду». По сути это настоящий гимн красоте русской женщины. Эффектная, декоративная и таинственная « Чарка меду», как и прежде, так и сейчас, неизменно впечатляет зрителей, и долгие годы является своеобразной визитной карточкой Донецкого республиканского художественного музея. 

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=EhVOTkFrqss